Глава XXXVIII. О домашнем сечении за границей.
Если мы
согласимся с тем толкованием, которое
приводят раввины о падении рода
человеческого, то нам придется не спорить и
против того, что удары как наказание ведут
свое начало еще со времен рая на земле.
Раввины говорят, что когда Адам сказал: «Женщина
дала мне плод с дерева, и я съел его»,
– то этим самым он хотел
выразить: она дала мне почувствовать! Иначе
говоря: она так энергично била его, что он «ел»,
принуждаемый к этому! И, как мы знаем,
довольно нередко встречаются такие жены,
которые присваивают себе право поднимать
на своих мужей руку!
Один из судей короля, лорд
Мансон, изменил свои политические взгляды;
чтобы выказать ему высшее презрение свое,
жена этого господина привязала супруга-хамелеона
к ножкам кровати и с помощью своих
прислужниц до тех пор била его, пока он не
дал торжественного обещания исправиться. И
за столь целительное наказание леди Мансон
удостоилась получить от высшего судейского
учреждения выражение искренней
признательности и благодарности.
С другой стороны, большинство
законодателей относилось слишком
легкомысленно к тем мужьям, которые вводили
телесное наказание в род домашнего обихода.
Довольно часто подымался вопрос: имеет ли
муж вообще право бить свою жену, и ответ
всегда сводился к тому, что все находится в
зависимости, главным образом, от поведения
жены. Принято полагать, что жена создана для
того, чтобы быть помощницей своему мужу,
ангелом-утешителем его; вести она должна
себя обязательно хорошо, порядочно и честно;
она обязана всецело подчиняться авторитету
своего супруга и считаться, так сказать,
верноподданной его, своего владыки. Но если
она представляет собою совершенно
противоположный тип, тогда уж наступает
очередь за розгой, причем с такой особой
необходимо обращаться так, как советует
поэт:
Раз она не исправляется, бей ее по
голове,
Не позволяй втирать себе очки!
Бери все, что ни попадется под
руку:
Плеть, кочергу или тросточку,
Не брезгай также и бутылкой;
Не стесняйся, швырни ее об пол!
Развей свои мышцы, закали сердце,
Точно железо, медь, сталь или
камень.
С успехом можно следовать также
совету одного из римских оракулов. У
некоего мужа была чрезвычайно капризная и
своенравная жена. Он отправился к оракулу и
спросил его: что делать с тем платьем, в
котором завелось много моли? «Выколоти его
хорошенько», – ответил
оракул. «Да кроме того, – продолжал
вопрошающий, – у меня есть жена, а у нее
имеется масса капризов. Что мне делать с ней?»
«Выколоти и ее», – ответил
оракул.
У арабов существует предание, по
которому Иов однажды угрожал своей жене
тяжелым телесным наказанием. В предании
этом говорится приблизительно следующее:
когда Иов находился в ужасном положении и
был в чрезвычайно угнетенном состоянии
духа, причем язвы на его теле источали такое
зловонье, что ни один человек не мог
приблизиться к нему, – его жена самым
добросовестным и усердным образом
ухаживала за ним и кормила своего
несчастного мужа трудами рук своих. В один
прекрасный день пред нею предстал дьявол,
напомнил ей о былых днях ее благосостояния
и обещал вернуть ей все ее прежние
богатства и блага, если только она упадет
пред ним на колени и попросит его, дьявола,
об этом. Искусить Еву ему когда-то удалось
почти без труда, но жена Иова не так быстро
поддалась льстивым и медоточивым речам
дьявола. Она отправилась к своему мужу,
рассказала ему обо всей этой истории и
попросила посоветовать, как ей именно в
данном случае поступить. Иов пришел в такое
бешенство, что поклялся по выздоровлении
отсчитать ей сто ударов. В заключение он
воскликнул: «Поистине, сатана наказал меня
болячками и напастями». Тогда Господь Бог
послал архангела Гавриила, который взял
Иова под руку и помог ему стать на ноги. У
ног Иова стал струиться источник, воду
которого он пил и в котором сам выкупался и
освежился. Болезнь исчезла, к Иову
вернулись и прежние богатства его, и его
дети. А чтобы он мог сдержать свою клятву,
заключавшуюся в обещании телесно наказать
свою жену, – ему было приказано нанести ей
один удар пальмовой веткой, на которой
находилось ровно сто листьев.
Выше мы приводили уже несколько
мест из Священного Писания, в которых так
или иначе упоминается розга; считаем
нелишним коснуться еще некоторых выдержек
из книг Соломона и Иисуса Сираха, которые,
как известно, очень часто напоминали в
своих трудах о розге и ее роли в детстве и
юности.
«Кто не противится наказаниям,
тот вырастет умным, тот же, который норовит
остаться безнаказанным, будет дураком».
«Умный сын ничего не имеет против
того, когда его наказывает отец, глупец же
не повинуется и всячески избегает порки».
«Кто избегает наказания, тот
познакомится с бедностью и позором; кто
охотно подвергается наказанию, тот будет
возвеличен».
«Глупость внедряется в сердце
мальчика, но розга выгоняет ее оттуда
подальше».
«Не упускай случая наказать
мальчика".
«Если у тебя имеются дети, то
воспитывай их и сгибай их спину с самого
раннего возраста».
«Кто любит свое дитя, тот держит
его под розгой, и только при этом условии он
дождется от своего чада утешения и радостей.
Кто же, наоборот, относится к своему дитяти
мягкосердечно, тот болеет его ранами и
пугается всякий раз, когда дитя заплачет.
Избалованное дитя становится таким же
своенравным, как дикая лошадь. Не давай
детям воли с раннего возраста, не извиняй их
глупости. Гни дитяти своему шею, пока оно
молодо, трепли ему спину, пока оно мало, и
тогда оно не станет упрямым и
неповинующимся тебе».
Магометанам было повелено
телесно наказывать своих жен тогда, когда
последние проявляют признаки
неповиновения власти мужа, но законодатель
нашел нужным прибавить при этом, что бить
следует с опаской, жестокости не проявлять
и не вызывать ударами каких-либо опасных
явлений. По всем вероятиям, пророк Магомед
одобрил такую систему на основании личного
опыта, и в результате мы находим в Коране
следующие слова: «Но тех жен, которых нужно
опасаться вследствие их противоречивого
характера, которые бранятся, тех отводите в
отдельное помещение и там наказывайте».
Во Франции и других государствах
континента розга считалась самым
подходящим инструментом для наказания
строптивых, а также блудливых жен, и в
относящихся ко временам седой старины
стихотворениях и новеллах встречаются
весьма назидательные примеры и указания на
«телесное воздействие», применявшееся
мужьями по отношению к своим женам.
В одном из городов Германии не
так давно проживал врач-немец, который при
каждом удобном случае угощал свою супругу «березовой
кашей». Он был в высшей степени ревнив и до
того часто прибегал к розге, что несчастная
женщина, по совету своих друзей, в конце
концов вынуждена была начать дело о разводе,
которого и добилась.
Отец Фридриха Великого
положительно славился теми строгими
телесными наказаниями, которыми щедро
наделял всех живших с ним под одной кровлей.
Молодому Фридриху очень часто доставались
палочные удары. Вот что писал принц своей
матери в декабре 1729 года. «Я нахожусь в
большом отчаянии. То, чего я так сильно
опасался, наконец осуществилось. Король
забыл совершенно, что я – его сын. Сегодня
утром, как обыкновенно, я явился в его
комнату. Лишь только отец увидел меня, он
схватил меня за шею и самым жестоким
образом избил своей тростниковой палкой.
Напрасно я употреблял нечеловеческие
усилия к самозащите. Он был взбешен
донельзя, как говорят, вышел совершенно из
себя. В конце концов он, очевидно, устал
работать тростью и, только благодаря этому,
выпустил меня. Повторяю, я нахожусь в
ужасном положении и готов на все. Честь моя
не позволяет дольше выносить подобное
обращение со мной, и я вижу, что – будь что
будет, а этому необходимо положить конец!»
Принц выказал особое внимание
одной барышне из Потсдама, Дорисе Риттер, а
король, заметив в этом что-то неладное,
приказал палачу высечь несчастную девушку
и затем заключил ее на три года в
смирительный дом, где «арестантку»
заставляли весь день выколачивать пеньку.
Впрочем, в позднейшие годы образ мыслей
Фридриха коренным образом изменился,
особенно в отношении строгости своего отца:
нередко он хвалил эту строгость, равно как и
ту простую до крайности систему воспитания,
на которой он вырос в доме своего отца.
В целях воспитания дамы Нового
Света, как об этом свидетельствуют факты,
никогда не брезговали телесными
наказаниями. Когда испанский генерал
Квезада приехал в Новую Гранаду и явился с
визитом к вождю племени, то последний
находился в ярости и испытывал сильные боли;
и то, и другое явилось следствием телесного
наказания, приведенного над ним в
исполнение девятью его женами. Причина
такого отношения жен оказалась следующая:
супруг их накануне провел вечер в обществе
нескольких испанцев, причем вся компания
занималась обильным жертвоприношением
Бахусу. Когда он вернулся, нежные супруги
уложили его в постель, дали ему хорошенько
выспаться и отрезвиться, а утром разбудили...
основательной поркой, произведенной самым
беспощадным образом.
У мормонов мужья частенько-таки
поколачивают своих жен, впрочем, все
сведения о жизни этого «народа» в
интересующем нас направлении можно черпать
из периодической печати; более точных и
достоверных источников в нашем
распоряжении не имеется.