Зигмунд Фрейд
Из книги "Психология Сексуальности" Cамой влиятельной сексологической теорией первой половины ХХ века был псизоанализ Зигмунда Фрейда. Именно Фрейд показал роль сексуальности в жизни человека. По его теории секс начал осознаваться не как некое развлечение, удовольствие. Без которого можно и обойтись, а как одна из важнейших сфер жизни, ее основа.
Половое влечение «либидо», составляет по Фрейду, источник всей психической энергии человека, а всякое эмоциональное удовлетворение является сексуальным. Тело человека имеет несколько эрогенных зон, меняющихся с возрастом. Параллельно меняются фазы психосексуального развития. Отсюда вывод: единственное средство лечения сексуальных отклонений — психоанализ, то есть выяснение психической травмы, повлиявшей на развитие личности и преодоление последствий этой трпвмы путем осознания ее причин. В свете теории Фрейда половые извращения, казавшиеся раньше преступлением или следствием физической деградации, рассматриваются как преувеличение или закрепление каких-то компонентов либо отдельных сторон нормального психосексуального развития. Из всех отклонений наиболее часто встречается садизм и мазохизм.
Склонность причинять боль сексуальному объекту и противоположная ей, эти самые частые сексуальные переверзии, названы V. Kraft-Ebing’ом в обеих ее формах, активной и пассивной, — садизмом и мазохизмом (пассивная форма). Другие авторы предпочитают более узкое обозначение алголагнии, подчеркивающие наслаждение от боли, жестокость, между тем как при избранном V. Kraft-Ebing’ом названии на первый план выдвигаются всякого рода унижение и покорность.
Корни активной алголагнии, садизма, в пределах нормального легко доказать. Сексуальность большинства мужчин содержит примесь агрессивности, склонности к насильственному преодолению, биологическое значение которого состоит, вероятно, в необходимости преодолеть сопротивление сексуального объекта еще и иначе не только посредством актов ухаживания. Садизм в таком случае соответствовал как бы ставшему самостоятельным , преувеличенному, выдвинутому на главное место агрессивному компоненту сексуального влечения.
Понятие садизма. В обычном применении этого слова, колеблется между только активным и затем насильственным влечением к сексуальному объекту и исключительной неразрывностью удовлетворения с подчинением и его терзанием. Строго говоря, только последний крайний случай имеет право на название переверзии.
Равным образом термин «мазохизм» обнимает все пассивные влечения к сексуальной жизни и к сексуальному объекту, крайним выражением которого является неразрывность удовлетворения с испытанием физической и душевной боли со стороны сексуального объекта. Мазохизм как переверзия, по-видимому, дальше отошел от нормальной сексуальной цели, чем противоположный ему садизм; можно сомневаться в том, появляется ли он когда-нибудь первично или не развивается ли он всегда из садизма, обращенного на собственную личность, временно заменяющую при этом место сексуального объекта. Клинический анализ крайних случаев мазохистской переверзии приводит к совокупному влиянию болього числа моментов, преувеличивающих установку (кастрационный комплекс, сознание вины)
Преодолеваемая при этом боль уподобляется при этом отвращению и стыду, оказавшим сопротивление либидо.
Садизм и мазохизм занимают особое место среди переверзий, так как лежащая в основе их противоположность активности и пассивности принадлежит к самым общим чертам сексуальной жизни.
История культуры человечества вне всякого сомнения доказывает, что жестокость и половое влечение связаны самым тесным образом, но для объяснения этой связи не пошли дальше подчеркивания агрессивного момента либидо. По мнению одних авторов, эта примешивающаяся к сексуальному влечению агресивность является собственно остатком каннибальских вожжделений, т.е. в ней принимает участие аппарат овладевания, служащий удовлетворению другой онтогенетически более старой потребности. Высказывалось также мнение, что всякая боль сама пос ебе содержит возможность ощущения наслаждения. Удовлетворимся впечатлением, что объяснение этой переверзии ни коим образом не может считаться удовлетворительным и что возможно, что при этом несколько душевных стремлений объединяются для одного эффекта.
Самая разительная особенность этой переверзии заключается, однако, в том, что пассивная и активная формы ее всегда встречаются у одного и того же лица. Кто получает наслаждение, причиняя боль в половом отношении, тот так же способен испытывать наслаждение от боли. Которая причиняется ему от половых отношений. Садист всегда одновременно и мазохист, хотя активная и пассивная сторона сексуальных переверзии у него может быть сильнее выражена и представлять собой преобладающее сексуальное влечение.
Мы видим таким образом, что некоторые из переверзий всегда встречаются противоположные пары, чему необходимо придать большое теоретическое значение... Совершенно очевидно, что существование противоположной пары, садизм-мазохизм, нельзя объяснить непосредственно только примесью агрессивности. Взамен того появляется желание привести в связь эти одновременно существующие противоположности с противоположностью мужского и женского, заключающейся в бисексуальности, значение которой в психоанализе сводится к противоположности между активным и пассивным.
|